Перейти к содержимому

Выбор редактора

Какими законами придется вплотную заняться новой Раде




Приоритетные направления – повышение акцизов, земельная реформа и пакет законов для подписания договора об ассоциации с ЕС, сообщает издание Forbes.ua.

В последние годы депутаты просто не обращают внимания на мнение экспертов Аппарата ВРУ о качестве законопроектов. Нередко парламентские юристы указывают на несоответствие законопроекта другим нормам или же вообще рекомендуют его отклонить. Но их замечания в большинстве случаев народные избранники игнорируют. К примеру, в октябре 2012 г. из 42 принятых законов только два были завизированы главным юридическим управлением без замечаний, а по поводу шести стояла рекомендация: отклонить.

Главный «законотворец» – Кабмин
Больше всего законов инициировали народные депутаты – 625. Правительство (сначала под руководством Юлии Тимошенко, а потом – Николая Азарова) подало 516 инициатив. Тем не менее, реально правительственных законов парламент принял больше – часто Кабинет министров продвигает законы через депутатов своих политических сил. В то же время президенты Виктор Ющенко и Виктор Янукович на двоих стали авторами 64 законов. Еще 7 написали в Национальном банке. НБУ потерял право законодательной инициативы после конституционной реформы 2004 г., но вернул его по возвращении к старой Конституции.

Среди политических партий по количеству законов лидирует Партия регионов, ее представители подготовили 450 законов. Также в числе лидеров – БЮТ и НУНС, а в начале каденции Рада проголосовала даже за 12 законов, инициированных представителями Социалистической партии.

Первоочередные задачи
По аналогии с парламентом VI созыва, а также в свете разговоров об очередной волне экономического кризиса, можно предположить, что большая часть законов будущего парламента будет посвящена экономике. В том или ином виде можно ожидать возвращения на повестку дня нашумевшего закона о налоге на продажу валюты, об увеличении ставок акцизов на разнообразные товары (в прошлом созыве, среди прочего, планомерно повышались акцизы на алкоголь и сигареты). Ближе к президентским выборам 2015 г. должно произойти дежурное увеличение прожиточного минимума и продвижение «социальных инициатив президента».

Кроме того, власть не теряет надежды в 2013 г. подписать договор об ассоциации с ЕС. Одна из самых существенных его частей – правила для внедрения углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли. Поэтому парламент должен будет принять законы о сокращении пошлин, стандартизации товаров и услуг, санитарных и фитосанитарных норм и т.д. Также в контексте договора об ассоциации новому парламенту необходимо будет продолжать судебную реформу, развивать законодательство по борьбе с коррупцией.

В конце полномочий парламента прошлого созыва активизировал работу комитет Верховной рады по вопросам земельных отношений. Это дает основания предположить, что новые депутаты будут активно заниматься вопросом земли и аграрных отношений. Так, мораторий на продажу земли до 2016 г. вполне может быть отменен – каждый год относительно такого моратория велись острые парламентские дискуссии, никуда они не исчезнут и в новом созыве. Тем более в свете подготовки к принятию законодательства о рынке земли (в виде одного или нескольких отдельных законов).

В рамках программы экономических реформ президента на 2010-2014 гг. в Верховную раду внесен законопроект о государственной помощи предприятиям. Этот документ серьезно влияет на правила распределения бюджетных средств и имеет все шансы быть проголосованным уже в следующем году. В то же время эксперты оценивают этот законопроект очень критично.

Выборы и референдумы
В последние месяцы своей каденции парламент VI созыва проголосовал за неоднозначный закон о всеукраинском референдуме. Это решение вплотную связано с процессом конституционной реформы. Не исключено, что этот документ в будущем будут пересматривать в связи с обострением политической борьбы вокруг изменения Основного закона и попытками перенести выборы президента в парламент. Пересматриваться могут и другие одиозные законы, например, о парламентских выборах или регламенте ВРУ, которые часто меняются в зависимости от политической конъюнктуры.

Актуальным будет вопрос местных референдумов. Соответствующий законопроект был принят в первом чтении еще в 2011 г., и с тех пор засел в профильном комитете.

Стоит также отметить, что столица ждет выборов мэра, решение о проведении которых также должна принять новая Рада. Ожидается, что киевляне смогут проголосовать за нового градоначальника весной 2013 г., одновременно с выборами в Киевсовет.

Вячеслав Шрамович, эксперт общественной организации "Лаборатория законодательных инициатив"


При полном или частичном воспроизведении интернет-ресурсами материалов сайта, указание автора и прямой гиперссылки на материал обязательно. Печатным СМИ перепечатка без письменного разрешения администраци запрещена . Администрация может не разделять мнение автора и не несет ответственности за авторские материалы. Оценочные суждения не подлежат опровержению и доказыванию их правдивости. За достоверность и содержание рекламы ответственность несет рекламодатель.