Перейти к содержимому

Выбор редактора

О продолжении земельной реформы в Украине




Ровно неделю назад бывший глава Госкомзема- Максим Мартынюк покинул свое ведомство и был назначен первым замминистра аграрной политики. Поскольку у абсолютного большинства именно Мартынюк ассоциировался с земельной реформой, данное событие вызвало в обществе релевантный вопрос: “А что будет с начатыми им инициативами?”.

Подобного рода неоконченных инициатив сам Госкомзем выделил три:

Первая- Запуск рынка земли.

Законопроект “Про оборот земель сельскохозяйственного назначения”, как и планировалось, будет внесен в Раду до 2017-го и будет принят одновременно с отменой моратория. (С законопроектом можно ознакомиться по следующей ссылке: http://land.gov.ua/i...pryznachennia/). Структура запуска рынка земли, определенная данным законопроектом, двухэтапная и выглядит следующим образом:

1-ый этап (2017-2018) - включение в свободный оборот ограниченного числа государственных земель (около 1-2 млн. га.), для определения реальных цен по всей Украине. Ожидаемый рост цен на землю после проведения первого этапа составляет 78%. Таким образом, проведение первого этапа позволит максимизировать социально-экономический эффект земельной реформы: владельцы земли смогут выручить почти в два раза больше текущей стоимости или в такой же мере увеличить свой доход от сдачи земли в аренду. (Более подробно об экономическом и социальном эффекте становления рынка земли: http://www.liga.net/...-put-vybrat.htm )
2-ый этап начнется в 2019-ом году и заключается во включении в свободный оборот земель сельхоз назначения всех форм собственности.
Ключевые ограничения, предусмотренные законопроектом: только внутренний рынок, только физические лица, только 200 га в одни руки.

Вторая инициатива- Децентрализация.

В первом чтении уже был принят соответственный законопроект №4355. Судя по поддержке, (0 голосов против, 9 удержалось) он также легко пройдет и втором чтении. Его суть сводится к передаче органам местного самоуправления государственных земель за пределами населенных пунктов (за исключением ряда земель стратегической важности) и соответственного права распоряжаться ими. Краеугольным камнем успешного проведения земельной децентрализации является принуждение органов местного самоуправления проводить аукционы исключительно на электронной площадке Госкомзема. Прозрачность и эффективность которой (в отличии от органов местного самоуправления) была доказана в 2015-ом году, когда средний рост арендных ставок, после проведения аукционов, составил 70%.

Отдельного упоминания заслуживает и сама система электронных аукционов, которая, к сожалению, не упомянута в инфографике. Данная система строилась по архитектуре успешного опыта Испании—системе Ситегал (Более подробно об испанской системе Ситегал: http://www.eurointeg.../12/17/7042364/ ) и предусматривает одновременное функционирование по двум направлениям: электронная площадка аукционов для рынка земли и для рынка арендных прав. Основным положительным фактором запуска данной системы (что было подтверждено пилотным проектом) будет искоренение коррупции и возможности давления на владельца земли, а также максимальное упрощение трансакций. Сейчас данная система находится на финальной стадии разработки и ее запуск планируется на 2017-ый год.

Третья инициатива — Обеспечение контроля за использованием сельскохозяйственных земель.

Ранее эту функцию параллельно выполняли Государственная инспекция сельского хозяйства и экологическая инспекция, однако, ликвидировав первую службу два года назад, Кабинет министров до сих пор так и не создал новый эффективный механизм контроля. Для его создания функция контроля будет отдана местным территориальным общинам, а для минимизации коррупционных рисков параллельный контроль будет проводится Госкомземом (или другим органом, в подчинении которого будет находиться система электронных аукционов). Таким образом, данная инициатива также как и остальные будет закончена в 2017-ом году.
Прикрепленное изображение: 7.jpg

Подбивая итоги, нужно отметить, что реформы начинаются сильными лидерами, но успешно завершаются они только теми лидерами, у которых также есть сильная команда. В Госгеокадастре был не только сильный глава, но и прекрасная команда, которая способная довести начатые инициативы до конца. Более того, в день своего назначения Максим Мартынюк заявил, что он продолжит работу над проведением земельной реформы, а экспертное сообщество восприняло его повышение, как “зеленый свет” правительства на завершение его планов. Исходя из этого, возникшие сомнения в завершении реформы можно смело откинуть и быть уверенным, что земельная реформа будет завершена.

Автор: Григорий Кукуруза


При полном или частичном воспроизведении интернет-ресурсами материалов сайта, указание автора и прямой гиперссылки на материал обязательно. Печатным СМИ перепечатка без письменного разрешения администраци запрещена . Администрация может не разделять мнение автора и не несет ответственности за авторские материалы. Оценочные суждения не подлежат опровержению и доказыванию их правдивости. За достоверность и содержание рекламы ответственность несет рекламодатель.