Перейти к содержимому

Парламент ударил референдумом по Конституции




На закате каденции ВРУ VI созыва решила разобраться с давней законодательной проблемой. 6 ноября парламент принял новый закон о референдуме. Тот самый, который старая "региональная" инициатива, позволяющая менять Конституцию в обход Верховной рады. Оппозиция отреагировала остро. "Меньшевики" боятся "президентских" последствий.

Стремительным домкратом
Вопрос о реализации права народа на референдум относится к числу тех проверенных временем пробелов в законодательстве, заполнить которые обещает едва ли не каждый созыв парламента. Как известно, базовый закон о референдуме в Украине есть, он был принят еще в 1991 году, но его особенности практически не позволяют адекватно реализовывать волю народа. Что в свое время и показали затруднения с воплощением в жизнь итогов волеизъявления 2000 года.

Следует заметить, что разные составы ВРУ неоднократно предпринимали попытки поправить ситуацию, и нынешнее правящее большинство — отнюдь не исключение. Серьезный бросок на захват "референдумной" высоты фракция ПР предприняла в 2010 году. Тогда в апреле нардеп Дмитрий Шпенов предложил сначала один, а потом другой вариант тематического законопроекта. Именно он был принят в первом чтении в июне того же года, а в июле, после некоторых дискуссий и затруднений в зале пленарных заседаний, - отложен для повторного второго.

Чтобы вернуться к старым планам "регионалам" понадобилось более двух лет. Но давность сроков на энтузиазме "большевиков" никак не сказалось. 6 ноября парламент поддержал в целом законопроект №6278 265 голосами. При том, что вопреки ожиданиям оппозиции, голосовался документ в редакции первого чтения.

Июльское принятие ныне действующего закона об основах языковой политики показало, что в игнорировании многочисленных поправок к спорным законопроектам в правящем большинстве ничего особенного не видят. Именно так получилось и 6 ноября, несмотря на то, что представители оппозиции напоминали: проект уже пытались рассмотреть во втором чтении, его оценили не все комитеты и опускать более тысячи поправок нельзя. "Я хотел бы напомнить, что законопроект о всеукраинском референдуме уже рассматривался во втором чтении, а не в первом. Поэтому возвращение к редакции первого чтения невозможно... Я хочу напомнить, что тогда Верховная рада согласилась с тем, что часть норм не соответствует Конституции Украины. И именно потому законопроект был возвращен на повторное второе чтение", - взывал к коллегам "нунсовец" Юрий Ключковский.

Однако "регионалов" беспокойство оппозиции не смущало. Экстренное принятие закона о референдуме объяснялось в сессионном зале острой заботой об интересах народа и народовластия. "Механизм референдума широко используется в демократических странах, когда народ напрямую принимает дельное решение. К сожалению, у нас такого механизма нет и мы должны не отставать от европейских стран, если мы туда действительно идем. Я не знаю, куда идете вы. Мы идем в Европу", - сообщил благую весть "координатор" большинства "регионал" Михаил Чечетов. Ответ на вопрос о том, почему для похода в Европу именно таким путем потребовалось более двух лет, по всей видимости, остается за кадром. При этом в перспективах своей инициативы, которую настороженно воспринимают не только оппозиционеры, но и эксперты, в ПР не сомневаются и уверены, что президент в скором времени подпишет документ. А вот в оппозиции опасаются худшего и грозят обратиться в КСУ. "Умирающая Верховная Рада провела "прощальное" нажатие кнопок, которое по политическому цинизму и юридическому невежеству превзошло все предыдущие достижения власти: большинство предоставило Януковичу право в обход парламента создать новую Конституцию, которая может лишить народ права избирать президента и обеспечит Януковичу избрание на второй срок путем голосования в парламенте", - говорится в заявлении пресс-службы "Батьківщини". И хотя подобные опасения выглядят несколько преждевременными, ряд спорных особенностей свежепринятого акта обходить вниманием нельзя.

Почти всю законодательную власть народу!
Основной претензией к тексту документа остается широкая трактовка народовластия в рамках референдума. Если закон вступит в силу, украинцы получат действенное право высказываться по вопросам Конституции; территории; принятия, отмены и переписывания законов; да и в целом — по любому вопросу, не запрещенному законодательством (в частности, Основной закон не позволяет проводить референдумы по поводу амнистии или формирования бюджета). При этом инициаторами референдумов могут быть парламентарии и, как и следовало ожидать, народ, получившие одобряюще-запускающий президентский указ. Однако, если судить по широте полномочий — народные возможности как раз и выглядят самыми привлекательными.

Еще в 2010 году главное беспокойство оппозиционеров по поводу инициативы Дмитрия Шпенова объяснялось опасениями из-за сокращения законодательной роли парламента. Статья 15 проголосованного акта предполагает, что на референдуме по народной инициативе могут рассматриваться поправки к Конституции (вплоть до новой редакции) и практически любые законы. При этом, статья 95 практически отказывает в участии в этом празднике демократии Верховной раде. "Результаты народного волеизъявления на всеукраинском референдуме по народной инициативе являются окончательными и не требуют утверждения или одобрения какими-либо органами государственной власти", - гласит пункт 1. И как логичное развитие идеи выглядит продолжение текста статьи, которое подтверждает: любые изменения такого рода вступают в силу автоматически с момента оглашения результатов референдума.






При полном или частичном воспроизведении интернет-ресурсами материалов сайта, указание автора и прямой гиперссылки на материал обязательно. Печатным СМИ перепечатка без письменного разрешения администраци запрещена . Администрация может не разделять мнение автора и не несет ответственности за авторские материалы. Оценочные суждения не подлежат опровержению и доказыванию их правдивости. За достоверность и содержание рекламы ответственность несет рекламодатель.