Перейти к содержимому

Выбор редактора

Почему аграрный сектор Украины монополизируется?




Почему аграрный сектор Украины монополизируется? Как это связанно с лоббизмом и популизмом в Верховной Раде и какое отношение это имеет к Революции достоинства?

Низкий уровень финансовой грамотности украинцев создал широкую базу возможностей для концентрации политической и экономической власти в руках нескольких финансово-промышленных групп и транснациональных корпораций. Монопольное положение большинства из них поддерживается при помощи ряда законов, которые могут действовать прямо -- давая статус природных монополий или косвенно-- искажая конкурентное поле. Одним из примеров поддержания ряда олигополий путем искажения конкурентного поля является аграрный сектор Украины. Искажающим фактором в данной сфере является мораторий на продажу сельскохозяйственных земель.

Как именно он влияет на монополизацию аграрного сектора Украины?

Первый фактор: Двойная цена. На сегодняшний день разница в цене пшеницы 1-3 классов на украинском и международном рынках составляет 95% (179$ и 350$). Очевидно, что для экспорта продукции на международные биржи нужно иметь соответственный размер бизнеса и финансовые ресурсы для преодоления ряда бюрократических препятствий. Также использование хранилищ, которые недоступны малым и средним фермерам, помогает придерживать продукцию в периоды спада и экспортировать на росте/пике рынка.

Второй фактор: Издержки. Большой капитал позволяет использовать современные технологии и снизить средние издержки производства. К не технологическим факторам снижения издержек стоит отнести доступ к более дешевому кредитованию, курсовую разницу, налоговые льготы и субсидии, которые в большей мере поступали крупному бизнесу.

В совокупности данные факторы позволяют производителю-экспортеру сельскохозяйственной продукции достигать рентабельности в разы превышающей рентабельность внутреннего производителя. Это уничтожает возможности малого/среднего фермера конкурировать с крупными игроками и сохраняет олигополию в аграрном секторе. Переломным моментом в данной ситуации могла бы стать отмена моратория на продажу сельскохозяйственных земель: малый и средний бизнес, основным активом которого является земля, сможет использовать ее в качестве предмета залога и получить необходимые ресурсы по ставкам гораздо ниже текущих (учитывая прогноз роста цены на землю, также существенным будет и увеличение потенциальных объемов кредитования). Однако, олигополисты тратят часть своей монопольной ренты на сохранение ситуации в текущем виде: лоббирование продления моратория, под популистскими лозунгами длится уже 15 лет. Это происходит потому, что отмена моратория чревата для них одновременным ростом конкуренции и издержек: согласно прогнозам Госгеокадастра и IMF group of Ukraine рост цен на землю после отмены моратория составит 71% только в первые два года. Поскольку земельные банки агрохолдингов находятся в долгосрочной аренде, расходы на выплату арендных ставок за использование земли вырастут аналогичным темпом. В последние два года на общей волне реформирования правительство уделило внимание и земельной реформе, одна из частей которой состоит в отмене моратория и построению полноценного рынка земли в Украине.

Переломный момент

Для создания условий, в которых владельцы земли смогут получить наибольшую выгоду от своих владений, Госгеокадастром был предложен специальный план запуска рынка земли, механизм которого состоит из двух основных этапов:
Первый этап начнется с принятием Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения 01.01.2017 и продлится два года. Его ключевой особенностью, является включение в оборот земель только государственной и коммунальной собственности (по прогнозам Держгеокадастра продажа составит около 1-2 млн. гектаров), что позволит “разогреть” цены перед началом продаж частных земель. Если обратиться к опыту постсоциалистических стран, создавших внутренние рынки земли, можно построить прогнозную модель поведения цен, результаты которой представлены на прикрепленном в комментариях графике.


Таким образом к началу запуска второго этапа— включения в рынок частных земель после 01.01.2019, последние, согласно прогнозной модели, вырастут в цене на 71%.
Второй этап начнется в 2019-ом году и заключается во включении в свободный оборот земель сельхоз назначения всех форм собственности.
Ключевые ограничения, предусмотренные законопроектом:

  • 1) Право собственности на землю может принадлежать только физическому лицу украинского гражданства.
  • 2) Объем земли, принадлежащий одному владельцу, не может превышать 200 гектаров.

Лоббисты не дремлют
Для сохранения ситуации в текущем виде и дальнейшей монополизации аграрного сектора крупные агрохолдинги лоббируют альтернативный вариант земельного рынка, с дальнейшим продлением моратория. Как альтернативу полноценному рынку земли предлагается построение рынка арендных прав-- эмфитевзиса. Но почему-то, при этом никто не упоминает, что сам эмфитевзис (право аренды с возможностью отчуждения: продажи, использования в качестве заставы, передачи в наследство) существует в Украине уже 12 лет и совершенно не пользуется спросом. Так, в период 2013-2015 годов количество заключенных договоров эмфитевзиса, по отношению к арендным, составляло всего 2,26%. Несомненно, одной из причин столь низкой популярности эмфитевзиса является его правовое несовершенство:

  • а) Отсутствие механизма получения взыскания на право эмфитевзиса
  • б) Запрет на отчуждение эмфитевзиса на коммунальные и государственные земли.
  • в) Отсутствие права сдачи земли в субаренду владельцем эмфитевзиса.

И Вы, наверное, подумали, что проект земельного рынка, предложенный Минагрополитики устраняет данные проблемы? Но, —нет, не устраняет. Их должен урегулировать уже поданный в Верховную раду, комитетом аграрной политики, законопроект ‪#‎4010a‬. Что же в сухом остатке представляет собой проект Минагрополитики если он полностью дублирует ключевые положения ранее внесенного законопроекта #4010a? Единственным его дополнением будет установление права владельцем земли получить 10% от стоимости каждой перепродажи эмфитевзиса, что должно урегулировать спекулятивный спрос.
Сравнивать варианты полноценного рынка земли от Госгеокадастра и рынка арендных прав от Минагрополитики в целом некорректно, однако можно выделить ряд очевидных недостатков последнего:

  • 1) Продление штучно низких цен на землю. Можно ожидать частичный рост цен (71% в первые два года) в случае проведения электронных аукционов, как следствие исчезновения коррупционной ренты, однако в проекте Минагрополитики данный способ не указан. Этим самым Минагрополитики:
  • a) Уменьшает потенциальные кредитные ресурсы, которые аграрии могли бы привлечь.
  • б) Снижает потенциальные арендные ставки, которые владельцы земли могли бы получить за свою землю, чем сохраняет стабильно плохое социально-экономическое положение сел.
  • 2) Сохраняет отсутствие возможности малых и средних фермеров конкурировать с большими, чем продолжит дальнейшую монополизацию аграрного сектора в Украине.

Прямой расчет убытков (как разницы прироста капитализации) при принятии варианта рынка арендных прав, вместо построения полноценного рынка земли составляет (1881-1100) *41,5 млн. гектаров= 32,4 млрд. $ или 28% ВВП в первые два года. К 5-ому год альтернативный убыток достигнет уже 65,7 млрд. $ ил 43,8% ВВП. Данные суммы являются ценой популизма и лоббизма касательно рынка земли в Верховной раде.
Политическую борьбу вокруг земельной реформы можно сравнить с Англией конца 17--начала 18 веков, где происходило противостояние Ист-Индской компании с внутренними производителями ткани. Первая—была санкционированной монополией за счет уплаты взяток королю- Якову II. Очевидно, что это мешало развиваться внутренним производителям ткани, поэтому они ежегодно направляли петиции в парламент, но тщетно. Ситуация изменилась после Славной революции Англии в 1668-ом, когда был создан реальный парламент, представляющий интересы большинства и отобравший у Ист-Индской компании монопольное положение. Изменится ли ситуация в аграрном секторе Украины зависит от того была ли Революция достоинства аналогом революций Англии 1668 и Франции 1798 или обычным государственным переворотом.

Прикрепленное изображение: agro.jpg

Автор: Григорий Кукуруза


При полном или частичном воспроизведении интернет-ресурсами материалов сайта, указание автора и прямой гиперссылки на материал обязательно. Печатным СМИ перепечатка без письменного разрешения администраци запрещена . Администрация может не разделять мнение автора и не несет ответственности за авторские материалы. Оценочные суждения не подлежат опровержению и доказыванию их правдивости. За достоверность и содержание рекламы ответственность несет рекламодатель.