Перейти к содержимому

Закон о клевете опять вышел за допустимые рамки




Нашумевший законопроект об установлении ответственности за клевету теперь рискует стать известным не только из-за всеобщего резонанса, но и благодаря попиранию процедурных норм во время его хождения коридорами парламента, сообщает UBR.

В целом, ажиотаж, вызванный законопроектом, очень похож на спланированный предвыборный пиар-ход. Уже не первый раз в канун выборов власть имущие сначала озвучивают очень непопулярную инициативу, а потом "героически" ратуют за интересы народных масс, называя такую инициативу необдуманной, преждевременной, неевропейской и т.п. В итоге, её благополучно отменяют и даже не возвращаются больше к ней никогда, но в памяти народа как бы остается ряд позитивных воспоминаний: мол, отменили же столь необдуманную инициативу.

Что касается законопроекта о клевете, то всё идёт по плану: законопроект зарегистрирован, общественный резонанс на лицо (особенно активничает интернет-аудитория), и даже о необдуманности предложенных нововведений заговорили.

Вот только входило ли в планы "инициаторов" принятие законопроекта в первом чтении? Наверное, нет. С одной стороны, это помогло вызвать массовый ажиотаж, но с другой – лишило легальных механизмов отменить инициативу.

Дело в том, что Закону Украины "О Регламенте Верховной Рады Украины", законопроект может быть отозван субъектом законодательной инициативы (в данном случае – самим народным депутатом), который его внес на рассмотрение, только до момента включения такого законопроекта в повестку дня парламента. Если же законопроект уже включен в повестку, то до принятия его в первом чтении отозвать его может сама Верховная Рада соответствующим решением, на принятие которого потребуется "ЗА" 226-ти народных депутатов. При этом инициировать процедуру отзыва может внесший законопроект депутат путем подачи заявления на имя Председателя Верховной Рады.

В нашем же случае законопроект уже принят в первом чтении, поэтому о процедуре отзыва законопроекта, о которой заявляется во всеуслышание, говорить не приходится. Во-первых, Регламент не предусматривает возможность отозвать законопроект после его принятия в первом чтении (ни самим депутатом, ни парламентом в целом), а во-вторых, подано не заявление, а проект постановления об отмене решения ВР о принятии в первом чтении законопроекта о клевете. Тут стоит отметить, что постановления ВР принимает по вопросам организационной, контрольной и иной подобной деятельности. Каким образом в эту категорию дел подпадает, по сути, отмена голосования за законопроект в первом чтении, как минимум, непонятно.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что отзыва законопроекта не состоялось, он и дальше будет иметь свой регистрационный номер и, возможно, будет дожидаться лучших времен. В то же время, что мешало столь непопулярному законопроекту просто дождаться второго чтения? Уже там бы решилась его судьба – депутаты просто не приняли бы его и всё. Поэтому и приходят в голову мысли, что подобная отмена резонансного законопроекта, это всего лишь предвыборные хитрости, которые уже вполне обыденно проводятся с нарушением процедурных положений Регламента Верховной Рады.

Андрей Бузинный


При полном или частичном воспроизведении интернет-ресурсами материалов сайта, указание автора и прямой гиперссылки на материал обязательно. Печатным СМИ перепечатка без письменного разрешения администраци запрещена . Администрация может не разделять мнение автора и не несет ответственности за авторские материалы. Оценочные суждения не подлежат опровержению и доказыванию их правдивости. За достоверность и содержание рекламы ответственность несет рекламодатель.