Перейти к содержимому

Основные архетипы в образовании




В обширном мире под названием образование есть несколько архетипов. Перечислены от максимальной полезности к минимальной.

0. Хорошие логопеды и коррекционные педагоги, которые реально СПОСОБНЫ исправлять разные дефекты как у взрослых, так и детей. Работают на результат. Никаких базаров - только хардкор.

1. Тренеры/коучи/менторы/репетиторы и протч. - те, кто ТАКИ ДОВОДИТ ДО ПРАВИЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА, если человек готов платить настоящую цену. Как они это делают - ноги там ломают, картину мира или как - не суть, но результат есть. Т.е. это конкретные практики, которые умеют. На входе человек без результата, на выходе с результатом. Я сказал именно результат, не навыки, не знания, а результат. Причем не абы какой, а соответствующий ОПРЕДЕЛЕННЫМ требованиям. Ну, к примеру, подготовка к сдаче какого-нибудь реально ацццкого экзамена, теста, где конверсия успеха 5% и бешеная конкуренция. Армия, авиация и все такое. Или, к примеру, занять высокое место в спортивном соревновании. Или денег заработать. Определенное количество к определенному сроку. Ну понятно. Т.е. это носители конкретных, как говорят в DARPA - тренинговых протоколов, которые они же и умеют использовать. Очень часто они же и разработчики таких протоколов. И, как правило, никогда не ученые. Т.е. рефлексия да, но на обобщения не хватает времени. За одно, между делом и личность могут нехило скорректировать. Такие могут легко выходить за рамки методов, перестраивая их на ходу. Как правило блестяще владеют предметом, т.е. кроме того, что тренеры - они также и профессионалы. Чистое проектное образование - в финале достижение цели. Не парятся о мотивации и внимании. Лекций не читают - жалко тратить время. Навыкам учат мало - нет времени. Они ЗАСТАВЛЯЮТ НЕУМОЛИМО двигаться вперед.

2. Тренеры, которые способны научить навыку, процессу, чтобы в целом человек умел. Т.е. уровень его навыка ЕЩЕ не соответствует ТРЕБОВАНИЯМ, но он уже что-то может сам. Такие тренеры тоже владеют методиками, но ЕЩЕ не умеют доводить учеников до НУЖНОЙ кондиции. Как правило, им сложно выходить за рамки метода. Среди школьных учителей много таких, которые конкретно учат грамоте, счету, т.е. не просто природоведение, а должно закончиться навыком. Иностранный язык. Ну и это, наверное, 95% тренерского рынка. Чем больше опыт, практика, тем лучше результаты. Как правило сами хорошо владеют предметом. Практический тренинг - цель навык. Немного поддерживают мотивацию, скорее одобрение. В т.ч. они могут и прочитать лекцию, если нужно. Примеры - мастера производственного обучения в ПТУ и технарях, наставники на заводах, в компаниях.

3. Преподаватели, которые учить навыку не могут или не ставят такой целью, но рассказывают об, читают лекции. Они описывают феномены, концепты, системы. Их любимый вопрос - "Понятно?". Их цель, чтобы ученик мог повторить, воспроизвести устно/писменно избранные места из прочитанного курса. Обожают принимать экзамены. Т.е. они "проходят" предмет. Это такое более или менее глубокое ознакомление. Иногда в курс входит тестирование, решение учебных задач. Цель - сообщение суммы концепций, теорий, фактов, ознакомление, простейшие навыки. Хорошие преподы умеют УДЕРЖИВАТЬ внимание и парятся про мотивацию. Но в целом тоже практики. 100% основного состава мировой образовательной системы. Рабочие лошадки.

4. Отраслевые профессионалы разных уровней, которые могут выступаить в качестве тренеров или преподов. Педагогикой могут не влалдеть, но глубоко погружены в предмет и его практические аспекты, поэтому могут быть очень ценными. Иногда мигрируют/совмещают категории 1-3. Если профессиональный уровень слабый, то превращаются в инфобизнесменов.

5. Методисты, которые давно не имеют практики, но пытаются придумывать методики для категории №3. Сами ни тренировать, ни учить не могут, но когда то имели опыт, и если что, могут тряхнуть стариной. 100% основного состава мировой образовательной системы. С удовольствием ходят на семинары, которые очент редко проводят тренеры из категории 1 и 2. В пол-уха слушают ученых их категории 5.

6. Ученые, которые изучают специфически педагогику. Т.е. они вне процесса и наблюдают. Которые никогда никого ничему не учили РЕАЛЬНО. Но очень много читают, пишут, посещают, говорят, создают обобщения, концепции и гипотезы, которые пытаются навязать категории №4. Пишут и продают книги, участвуют в конференциях, с удовольствием дают оценки, т.с. с высоких позиций. Иногда находят что-то полезное. Члены многочисленных экспертных советов, где заседают с отмороженными на всю голову чиновниками, возвышаясь над ними как глыбы. (Чиновники правда клали на них, но мнение имею). Иногда 1-2% и придуманного может быть частично внедрено в педагогический процесс. Терпеть не могут практиков из категориий 1-4. Вынужденно терпят преподавателей.

7. Футуристы, визионеры стратегические консультанты. Никого ничему не учат, читают книги ученых из категории 5, популярные статьи таких же футуристов. Создают глобальные ведения образования и его перспектив, очень любят конвергенции индустрий и цитаты Курцвейла. Пишут книги про глобальные сдвиги. Шоу бизнес. Никого терпеть не могут. Предельный эгоцентризм, местами переходящий в нарциссизм.

8. Технари, которые вообще никакого отношения к образованию не имеют, но любят создавать многочисленные образовательные сервисы. Если технари плотно общаются с категорией 1-3, то сервисы хорошие. Если не общаются, то сервисы страшно далеки от народа, как и их создатели. Прагматики. Фокусируются на создании инструментов.

9. Психологи, психотерапевты. Никого не учат, но при делах. Если много практики, то приближаются к категории 0 и 1, но на свой манер.
10. Инфобизнесмены и прочие примазавшиеся. Упаковывают то, что им говорят категории 2 и 3, и зарабатывают существенную часть денег, которая причитается категории 3. Если честные, то эволюционируют в категорию 2 и 3, оставаясь в бизнесе. Если не очень, то постепенно выжигают поляну и уходят.

11. Чиновники, которые делают из образования институт, что в целом тоже не тривиальная задача, ибо учить группу из 20 талантливых людей - это одно, а обеспечить массовым образованием миллионы, да еще и очень разных - это другое. Масштабирование хороших практик в образовании - всегда вызов.
Образование - это пространство практик, причем привязанное к понятным результатам. И Бог и бес там в миллионах мелочей. Доминировать всегда будет те, кто погружен в реальный педагогический процесс, т.е. вот сами учат людей, способны чему-то научить, продвинуть человека, внести в его жизнь реальные изменения.

Кто в какой категории - все сами знают.

Автор: Алекс Крол


При полном или частичном воспроизведении интернет-ресурсами материалов сайта, указание автора и прямой гиперссылки на материал обязательно. Печатным СМИ перепечатка без письменного разрешения администраци запрещена . Администрация может не разделять мнение автора и не несет ответственности за авторские материалы. Оценочные суждения не подлежат опровержению и доказыванию их правдивости. За достоверность и содержание рекламы ответственность несет рекламодатель.