Перейти к содержимому

Кризис в Беларуси: картошка стала дороже бензина




За последний месяц в Беларуси резко подорожали практически все товары. Из обменных пунктов исчезли доллары и евро. Люди скупают золото, чтобы избежать обесценивания сбережений. Президент Лукашенко считает, что в этом кризисе белорусы виноваты сами. Сегодня власти пытаются избежать коллапса с помощью кредита Москвы и урезания бюджетных затрат.

Беларусь всегда славилась своими низкими ценами. Однако с начала года в стране значительно подорожали практически все продукты. Особенно заметный скачок цен произошел в марте-апреле. Только за последний месяц подсолнечное масло выросло в цене на 50% - до 9 тыс. белорусских рублей за литр (22,5 грн.) Но это не мешает ему исчезать с прилавков с невероятной скоростью.

Свинина подорожала на 40% до 25 тыс. (62 грн.), куриное филе - на 70%, до 17 тыс. рублей (40 грн.). Даже символ Беларуси - картофель, вздорожал за год почти в 2 раза. Теперь вместо привычных 2 тыс. рублей (5 грн.) он стоит 4-5 тыс. за кг (10-12 грн.). Представители магазинов и поставщиков продукции говорят, что еда, особенно импортная, будет дорожать и дальше.

Однако Минэкономики Беларуси сообщило о том, что с 15 апреля цены на хлеб, мясо, молоко, сахар, муку и крупы будут регулироваться государством. На уровне областей ограничат цены на картофель, капусту, свеклу, морковь и лук.

За последний месяц сильно подорожало топливо. Бензин А-95 вырос в цене с 1 марта на 40% - до 3,8 тыс. рублей (9,4 грн.). Дизтопливо подорожало на 22% и стоит 3,2 тыс. рублей (7,8 грн.). Это все еще дешевле, чем в Украине, но для белорусов это настоящий шок, поскольку ее в начале марта бензин А-95 стоил всего 2,7 тыс. белорусских рублей (6,75 грн.). Сжиженный газ для автомобилей, традиционная альтернатива бензину, также подорожал. С 14 апреля Минэкономики Беларуси подняло предельную ценовую планку сразу на 35% - до 2050 руб. (5,1 грн.)

Кроме того, в Беларуси не хватает валюты. Длинные очереди в обменники стали нормой жизни. На улицах появились валютные спекулянты, которых не было видно 10 лет. Заметно оживился черный рынок, где доллары и евро продают по цене на 30% выше официального курса. В надежде уберечь от обесценивания свои сбережения, беларусы скупают золотые слитки и сертифицированные бриллианты.

"Многие компании, имеющие дело с валютой, отправили своих сотрудников в отпуск, так как долларов и евро все равно нет", - рассказала finance.tochka.net жительница Минска Ольга Копаченя.

Повышение зарплат в бюджетной сфере накануне выборов Лукашенко в декабре 2010 спровоцировало инфляцию в Беларуси. Уже тогда белорусские рубли начали терять доверие граждан. Еще до выборов люди начали скупать более стабильные доллары и евро. В результате за 2010 год золотовалютные резервы Беларуси уменьшились на $622 млн. (11%). Эти деньги осели под матрасами населения.

За первые 2 месяца 2011 года белорусы купили еще почти $1 млрд., в марте - дополнительные $500 млн. Отчаявшись удовлетворить ажиотажный спрос на твердые валюты, Нацбанк Беларуси 22 марта 2011 года перестал продавать банкам доллары для последующей перепродажи населению.

С этого момента банки перестали продавать в обменниках валюту из собственных резервов, торгуя лишь тем, что им удается купить у населения. С начала марта в стране было введено еще несколько валютных ограничений. Импортерам запретили покупать валюту в количестве большем, чем €50 тыс. На валютной бирже заявки на покупку иностранной валюты в период с 16 по 22 марта выполнялись в течение 30 дней после подачи. При этом биржевой сбор на покупку валюты вырос в 200 раз. Такими методами власти страны надеялись урегулировать ситуацию с нехваткой долларов и евро, но результатом стала еще большая валютная паника.


При полном или частичном воспроизведении интернет-ресурсами материалов сайта, указание автора и прямой гиперссылки на материал обязательно. Печатным СМИ перепечатка без письменного разрешения администраци запрещена . Администрация может не разделять мнение автора и не несет ответственности за авторские материалы. Оценочные суждения не подлежат опровержению и доказыванию их правдивости. За достоверность и содержание рекламы ответственность несет рекламодатель.