Белый дом объявил, что во вторник должна состояться встреча Дональда Трампа с Беньямином Нетаньяху, которая «продемонстрирует постоянную поддержку Израиля».
Как пишет Дэниел Шапиро, бывший посол США в Израиле и бывший заместителя помощника министра обороны по ближневосточной политике, на встрече будет объявлено о начале переговоров по следующему Меморандуму о взаимопонимании по военной помощи. Действие текущего заканчивается в 2028 г., новый начнёт действовать с 2029 года.
Действующий меморандум позволил Израилю приобрести третью эскадрилью F-35, 25 F15IA и четыре KC-46A. Новый меморандум, вероятно, потребует модернизацию или замену устаревающих израильских F-16 и закупки дополнительных F-15IA. Закон о дополнительных ассигнованиях на обеспечение безопасности Израиля, принятый конгрессом и подписанный Байденом в 2024 году, предусматривает $14,1 млрд на пополнение запасов танковых снарядов.
Меморандум о взаимопонимании 2016 года предполагал стабильное выделение $500 миллионов в год на программы противоракетной обороны Израиля, дабы избежать необходимости постоянных утверждений в конгрессе. Но это не помешало дополнительным ассигнованиям в 2022 году ($1 млрд) и 2024 году ($5,2 млрд) на пополнение запасов систем ПРО «Железный купол» и «Праща Давида», а также на дальнейшее развитие лазерной системы «Железный луч». В будущем могут потребоваться дополнительные ассигнования для пополнения запасов перехватчиков Arrow 2 и Arrow 3 после их использования против атак иранских баллистических ракет в апреле и октябре 2024 года.
Трамп поддерживает Израиль и, без сомнения, захочет помочь в удовлетворении его оборонных потребностей. И, возможно, он захочет, чтобы его имя фигурировало в «крупной и красивой сделке». Но, как и на любых переговорах, будут и возможности для воздействия, и обратное давление. В связи с этим назревают три вопроса.
Во-первых, меморандум о взаимопонимании может быть заключен на фоне важных событий в регионе. Речь идёт о возможном заключении израильско-саудовского соглашения о нормализации отношений, которое, по словам саудовцев, требует той или иной формы палестинской государственности. Может ли Трамп использовать меморандум о взаимопонимании в качестве «подсластителя», чтобы заставить Нетаньяху проглотить эту «горькую пилюлю»? Будет ли это сочетаться с американо-израильским договором об обороне? Как следующий поворот в отношении ядерной программы Ирана ужесточение санкций, заключение новой сделки или же военный удар повлияет на восприятие Израилем угрозы со стороны Ирана?
Во-вторых, у Израиля будут достаточно высокие запросы в предоставляемой помощи, так как у страны огромные потребности в обороне. Но у США есть и другие получатели FMF (прямой иностранной помощи), среди которых Египет и Иордания важные партнёры Израиля. Трамп, судя по всему, полон решимости сократить большую часть расходов федерального бюджета. Если военная помощь иностранным государствам сократится, а Израилю наоборот увеличится, то Израиль может в конечном итоге получить огромный процент от общей суммы. Уже сейчас ежегодный объём финансирования Израиля в размере $3,3 млрд (не считая крупного дополнительного финансирования на 2024 год) составляет чуть больше половины от всего объёма иностранной помощи.
В-третьих, текущий меморандум о прекращает многолетнюю программу под названием Off-Shore Procurement (OSP), которая позволяла Израилю использовать до 26,3 выделяемых в рамках FMF средств для закупок у израильских оборонных компаний. Израиль сопротивлялся поэтапному отказу США от данной на переговорах, утверждая, что пострадает его оборонно-промышленная база. Барак Обама считал оборонную промышленность Израиля достаточно самостоятельной, и хотел, чтобы средства по FMF тратились на производство вооружения внутри США. Израиль может попытаться возродить это положение, учитывая необходимость наращивания собственного оборонного производства после окончания активных боевых действий. Но они могут столкнуться с тем, что Трамп поддержит логику Обамы о трате средств внутри США.